Интервью с генеральным директором и сооснователем компании Pandora Валерием Анатольевичем Рябовым
Валерий Рябов, генеральный директор ООО «Пандора Трейд»:

«Для успеха в высоких технологиях необходимо создать среду, в которой люди с амбициями могли бы честно работать на результат»
С 22 по 24 апреля в Москве, в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР», пройдет 6-я международная выставка и форум «Энергосбережение, зеленая энергетика и электротранспорт» – RENWEX. Как ведущий российский разработчик и производитель зарядных станций для электромобилей компания Pandora станет участником выставки и в этом году.
Наш постоянный экспонент, калужская компания «Пандора Трейд» – проверенный и надежный разработчик и производитель оборудования для самых различных сфер. На сегодняшний момент компания Pandora играет заметную роль в укреплении имиджа не только Калужской области, но и России на международной арене благодаря признанным уникальным свойствам продукции и организации производства на мировом уровне.
Накануне выставки RENWEX 2025 мы пообщались с Валерием Анатольевичем Рябовым, генеральным директором и сооснователем компании Pandora, который рассказал о деятельности предприятия, его истории и векторах развития на ближайшую перспективу.
– Почему Pandora решила заняться сегментом альтернативного транспорта и развитием ассортимента электрозарядных станций?
– Мы сейчас занимаем почти 40% российского рынка в автосигнализациях и телеметрических системах, в сегменте автомобильной электроники. Бренд «Пандора» существует уже 20 лет, а самой компании в этом году исполняется 35 лет. За последние 15 лет мы также добились значительных результатов в производстве светодиодов, светильников, автоматизации, АСУО, телеметрии. Мы постоянно ищем возможность расширения сферы деятельности и ассортимента продукции. Осваиваем новые рынки, в том числе за рубежом.
На протяжении всей своей истории мы фундаментально занимаемся электроникой, разработками и производством компьютерной техники и автоэлектроники. Поэтому тема электрозарядных устройств для электромобилей для нас не нова.
Электрозарядная станция для электромобилей взаимодействует с контроллерами автомобилей через те же высокоскоростные цифровые шины, протоколы CAN и PLC. Это именно те цифровые технологии, с которыми мы работаем на протяжении многих лет.
Устройства функционируют по тем же принципам, что и вся остальная электроника автомобилей – как штатная, так и дополнительная. Это касается и наших телеметрических систем «Пандора», и охранных решений. Вся современная электроника является цифровой. Обладая навыками в изучении электромобилей и глубоко разбираясь в электронике, мы можем эффективно работать с зарядными интеллектуальными технологиями.
Мы умеем считывать защищенные протоколы, взаимодействовать с автопроизводителями и адаптировать выпускаемое нами оборудование к различным моделям автомобилей – их тысячи, и каждую из них необходимо изучить. В этой области наша компания обладает самой высокой компетенцией в мире.
Конечно, на мировом рынке и в России есть еще несколько уважаемых компаний, которые также занимаются изучением цифровых технологий в автомобилях, но мы уверенно занимаем ведущие позиции.
Каждый год мы подтверждаем свои претензии на техническое превосходство, продолжаем прогрессировать и не видим угрозы для нашего технологического лидерства в обозримом будущем.
Надеюсь, все посетители выставок RENWEX с нашим участием во всем видят высокий уровень продукции Pandora – это и дизайн, и эргономика, и красивые современные программные интерфейсы. Много скрыто от глаз пользователей, но очевидно, что весьма сложно ответственно, корректно и эффективно работать с современными автомобилями, с их мощнейшими микропроцессорами и софтом, которые превосходят персональные компьютеры.
– Почему одним из векторов развития и масштабирования бизнеса были выбраны разработка и производство зарядных станций для электротранспорта?
– Современные автомобили становятся все более сложными, и чем новее машины, тем больше в ней электроники. Электромобиль – это высший класс автомобилей на сегодняшний день. Это, по сути, устройство, полностью состоящее из электроники. Для них создали собственные операционные системы и используют множество технологий искусственного интеллекта. Эта электроника работает на достаточно высоком уровне сложности во время зарядки электромобиля. И этот уровень мы можем обеспечивать в своих зарядных устройствах.
Почему зарядка электромобиля – это такая немаловажная вещь? Например, вы наверняка пользуетесь смартфоном и знаете, что некоторые устройства, такие как iPhone, могут отказываться от зарядки при использовании неоригинальных зарядных устройств. В некоторых случаях телефон может заряжаться медленно и перегреваться, при этом за три часа зарядка батареи телефона может увеличиться всего на 20%.
С электромобилем ситуация еще более сложная. Основная задача зарядного устройства – максимально эффективно передать энергию в батарею электромобиля. Однако если подать слишком большой ток, это может привести к поломкам, разрушению батареи электромобиля и возгораниям.
При зарядке электромобиля важно избежать перегрева и возможного взрыва батареи. Медленная зарядка неэффективна и коммерчески бессмысленна: ждать десятки часов никто не желает. Контроллеры заряда в автомобиле и зарядной станции должны постоянно взаимодействовать, иначе никак не обеспечить зарядный процесс быстрым и безопасным.
Для эффективной работы этих устройств необходимы высокие научные знания в области автомобильной электроники, а также изучение защищенных цифровых шин, желательно с участием автопроизводителей.
На данный момент наша компания обладает значительными конкурентными преимуществами, так как большинство компаний в России закупают готовые контроллеры и зарядные прошивки в Китае. Однако китайские производители контроллеров заряда практически не обновляют прошивки для европейских и американских автомобилей, что создает дополнительные накапливающиеся проблемы. Например, со временем значительно уменьшается количество успешных зарядных сессий.
В России одновременно существуют несколько стандартов зарядки электромобилей: китайский – GB/T, американский – NACS (Tesla), японский – CHAdeMO и европейский – CCS 2.
Однако почти нет компаний, которые могли бы производить зарядные устройства под каждый из стандартов, что и дает нам конкурентное преимущество.
Наша компания успешно занимается производством некоторых электронных компонентов, транзисторных сборок, включая светодиоды, которые мы производим уже 13 лет. В России практически нет аналогичных производств.
Мы разрабатываем и производим свои инверторы зарядных станций. Последние годы почти полностью перешли с европейско-американской на китайскую элементную базу, однако продолжаем последовательно увеличивать российскую локализацию, она уже почти максимально возможная. Можем обоснованно заявлять о нашей продукции Pandora как о реально российской.
Мы занимаемся электрозарядной продукцией всего несколько лет, но уже уверенно чувствуем себя на рынке, включая экспорт. Наша работа началась с серьезных научных исследований и испытаний в 2017 году, которые требуют много времени и усилий для достижения выдающихся результатов.
– Вы подчеркиваете роль науки и новейших разработок для создания конкурентных преимуществ в отрасли электротранспорта. Означает ли это, что вы имеете в структуре подразделение, занимающееся научно-исследовательской сферой в рамках ваших потребностей?
– Мы активно инвестируем в научно-исследовательскую деятельность, это является важной частью нашей работы. В структуре компании есть несколько конструкторских бюро с 40 очень квалифицированными инженерами разных специализаций, и мы активно инвестируем в профессиональное обучение.
Уже функционируют два учебных заведения, где мы обучаем молодых специалистов, чтобы они могли гордиться своей профессией и участвовать в создании лучших российских продуктов, способствуя личному успеху, а также успеху нашей компании и страны.
В нашей стране основная проблема заключается не только в демографии, но и в нехватке квалифицированных инженеров. Все компании сталкиваются с нехваткой специалистов, способных создавать конкурентоспособные продукты и гордиться своим вкладом в значимые проекты.
– Валерий Анатольевич, как вы подходите к подбору кадров? Каков был ваш путь в этом процессе? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Как вы формируете команду сейчас?
– Мы постоянно учимся и занимаемся самообразованием, становясь учителями сами для себя. Важно уделять внимание обучению и развитию своих способностей. Мы нанимаем людей практически с улицы и обучаем их, что позволяет формировать команду высококвалифицированных, заточенных под нашу специфику и ценности специалистов.
От работы сотен людей зависит успех компании, поэтому важно поддерживать их таланты и способности. Необходимо создать среду, в которой люди с амбициями могли бы честно работать на результат.
Среди взрослого населения страны много умных людей, и их нужно не волновать, а поощрять. Важно обеспечить комфортные условия для работы, чтобы труд приносил результаты.
Мы воспитывались в Советском Союзе и получили образование в калужском филиале МГТУ им. Баумана, что дало фундаментальные знания в области инженерии и программирования. Советский Союз инвестировал значительные средства в подготовку инженеров и ученых, в Калуге тоже, и я уверен, что российские специалисты не уступают никому в образованности, работоспособности и технической креативности.
Наш путь основан на труде, хотя это, возможно, прозвучит и банально. Для достижения результатов нужно ежедневно работать над собой и не лениться. И результаты обязательно придут.
– Как вы относитесь к искусственному интеллекту, нейросетям? Что-то берете на вооружение или пока только присматриваетесь?
– У нас есть талантливый специалист, который внедрил элементы искусственного интеллекта в наши отделы, используя технологии для автоматизации рутинных задач.
Однако, на мой взгляд, у искусственного интеллекта нет значительного преимущества из-за высоких затрат на энергопотребление, которые уже составляют 10% от общего объема энергоснабжения человечества. Это эквивалентно потреблению энергии целой страной, такой как Германия.
Кроме того, существует серьезная нехватка программистов и интеллектуальных ресурсов. В нашей стране не хватает 2 миллиона IT-специалистов, а в мире дефицит исчисляется сотнями миллионов человек.
IT-специалистов не хватает, и их трудно подготовить, несмотря на высокую зарплату. Исследования показывают, что уровень интеллекта человечества в принципе постепенно падает. Дефицит ИТ-ресурсов и интеллекта находится в конфликте с возможностями и запросами человечества.
Говорить о том, что искусственный интеллект решает все проблемы, наивно. Он не может существовать без человеческих знаний и электроэнергии. ИИ лишь перерабатывает уже накопленные данные и алгоритмы, созданные программистами. И конечно, как мы знаем из фильмов-катастроф, существует риск того, что неправильное использование ИИ может привести к серьезным последствиям для человечества.
– Валерий Анатольевич, можете рассказать, какое значение имеет для вас выставка RENWEX и какую пользу она приносит вашей компании?
– Для эффективной работы нам нужна информация из первых рук. Важно прислушиваться к потребителям и их проблемам, а не полагаться только на рассказы сотрудников.
Мы участвуем в выставках по всему миру уже десятки лет.
Выставка – это не только поиск клиентов, но и так называемый «выездной офис». Это возможность встретиться с нашими уважаемыми заказчиками, с нашими торговыми партнерами по всей стране и даже из разных стран. Это возможность показать себя и посмотреть на других.
Внешний вид бизнеса, демонстрируемый на выставке, важен для репутации. Личное общение, уровень sales-команды, работающей на стенде, не заменит интернет или искусственный интеллект. Выставки реально помогают укрепить позиции на рынке.
Мы ждем встречи с вами, коллеги, на выставке RENWEX 2025!
Специалисты компании Pandora с удовольствием ответят на вопросы посетителей и готовы продемонстрировать преимущества своего оборудования на стенде №FD020, в павильоне «Форум».
Подробнее – на сайте компании: https://pandora-ev.ru.
